Творческие отчеты   

    I - 2005    II - 2006    III - 2007    IV - 2008    V - 2009    VI - 2010    VII - 2011    VIII - 2012    IX - 2013    X - 2014    XI - 2015    XII - 2016    XIII - 2017    XIV - 2018    XV - 2019    XVI - 2020    XVII - 2021    ХVII - 2022    .


ЛИК-2021

Творческий отчет о 17-м фестивале на Кордоне-2 в дер. Михайловское.

 Художественный руководитель фестиваля
Григорий Кофман


 

    Этот творческий отчёт начну сразу (специально!) со сложного. С очень сложного!

„Все используемые в карнавале знаки, языки в совокупности образуют особое языковое пространство. Ю. М. Лотман считает, что культура полиглотична, и тексты ее всегда реализуются в пространстве как минимум двух семиотических систем. Карнавал … он называет таким текстом, в котором синкретически сочетаются в едином действе все основные виды семиозиса, что приводит к возникновению сложных проблем перекодировки, эквивалентности, сдвигов в точках зрения, совмещения различных «голосов» в едином текстовом целом.“

Сложным однако это кажется лишь на первый взгляд. Ну… понятия семиозис и семиотика — кого-то, может, маленько ошарашат, но если пояснить, что и тут не всё так высоколобо, а что речь идёт о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения, то всё становится достаточно понятным — и людям, делающим искусство, и людям, наблюдающим его (а иногда активно наблюдающим, то бишь тоже, стало быть, делающим!). Ведь те, кто создаёт здесь и сейчас театр на сцене, и те, кто сей продукт вкушает, они находятся в состоянии тесного, иногда очень сильного взаимодействия, общения. Ведь риски-то высоки! А вдруг что-то пойдёт не так. Отключится звук, упадёт фонарь, актёры (кто-то один или сразу все!!) забудут текст, с кем-то из зрителей случится припадок, нервный стресс или роды, например!..


Почему здесь важно такое вступление?
Дело в том, что, когда культура находится в турбулентном вихре запретов и/или ограничений (пандемических, социальных, политических), она находит свой органический выход в радикальном жесте, жесте, снимающим внутренние ограничения и преграды.

В такой ситуации оказались мы последние, как минимум, два года. Поэтому тема фестиваля ЛИК-2021 Лаборатории Искусств Кордон-2 (Творческий Союз) возникла сама, как совершенно ясный символ — «карнаваЛИК». Символ, понятный всем организаторам фестиваля, включая и Общественный Совет (ОСЛИК) и Попечительский Совет (ПОСЛИК).
Мы руководствовались этой идеей при выборе репертуара (приглашении команд), а приглашённые театральные группы отдавали себе отчёт, куда они едут!
И в этом был уже залог Успеха семнадцатого по счёту (!) фестиваля на поляне Кордона-2.
Участники догадались и без нашего объяснения, что в карнаваЛИКе имеют право пересекаются различные языки, его смысл передается с помощью разнообразных знаков и кодов. „Ведь именно совокупность всех используемых знаковых средств составляет семиотическое поле карнавала.“

        

Выбор определённого ряда работ — а их было в этом году 16 — задавался просто карнавальной заповедью освобождения игрового сознания, ибо и карнавал, и наш кордонный фестиваль основаны на игре между тем, что реально существует и ирреальным, вымышленным пространством.

Таким образом, встали рядом, укрупняя и дополняя друг друга, Куприн (Театр «За углом», Гатчина) и Вертинский (Игорь Ламба, СПб), Угаров (театр-лаборатория «Млечный путь», Орёл) и Достоевский («Сбор 21 FM“, Москва), Островский и Шекспир (просто в одной упаковке, спектакле «Усмирение своенравной // Укрощение строптивой), поэзия питерского балагана («Комик-Трест», СПб) и Чернышевский (S.T.E.R., Москва). Вот оно то самое лотмановское синкретическое сочетание.

   

   

   

Наш фестиваль не просто очухался после пандемии (после ли?..), но взял новую высоту. Она была обеспечена не только вышеперечисленными работами. Дело в том, что фестиваль карнавального типа нуждается в постоянной настроенческой подпитке. Потому так важна роль и неучастников официальной программы! «Неформалы», такие как команда «СавКутМас» (питерско-эстонский проект) или Павел Радин & Co (с.Агалатово, Псковской обл.), блестящие музыканты трио «ПИР», которые прибыли без «Р» - гитара, барабаны без саксофона) — всё это и создало атмосферу лёгкого неформального фестиваля.

 

Как художественный руководитель ЛИКа я имею право упомянуть те работы, которые не просто доставили мне высокое наслаждение (исполнительским уровнем), а задали высокую планку постановочной культуры для будущих фестивалей ЛИК. Моноспектакль Полины Руновской «Дорогой Бог!» по мотивам произведения Эрика Шмидта «Оскар и Розовая Дама», при поддержке Ольги Ермаковой, и вышеупомянутая работа Орловской театральной лаборатории по пьесе великого русского драматурга Михаила Угарова «Смерть Ильи Ильича» в постановке Натальи Жуковой.

                               

                                                                                                

Опять и опять, как и в прошлых творческих отчётах, я обязан подчеркнуть: неупоминание других работ, отлично заявленных на фестивале, не означает ни в коем случае их вторичность. Просто перечисление всех формализовало бы этот текст, что карнаваЛИКу не идёт. Важно однако для нас было и в этом году открытие немалого числа совсем новых персонажей, которые ещё на Кордоне не бывали, таких, например, как Анастасия Кизякова и Гаянэ Ананян (работа «Нимфея») или дуэта Никоноровых (отца и сына — труба/металлофон).

   

Отдельное спасибо руководителям мастер-классов: Игорю Ламбе («Движение в традициях Дальнего Востока для современного театра»), Татьяне Сидоровой («Голос — второе «Я»») и Вашему покорному слуге с МК «Время как инструмент актёрской техники».

 

                                                                                       

                                                                                       


По объективным причинам не смогли приехать на фестиваль 2021-го года такие сильные фигуры как Виталий Скородумов, Сергей Соболев, Николай Рубанов — их Заявки автоматически переносятся на 2022 год, в котором восемнадцатый фестиваль ЛИК состоится пренепременно. В те же дни, первую неделю августа.

    До встречи!