Творческий отчёт 2012

 

ЛИК начинает принимать заявки на участие в очередном фестивале, который состоится традиционно в первую неделю августа 2013-го.

Почта: grigory@gmx.de

 

Фестиваль этого года... – на него было много поставлено. Я имею в виду сейчас не только сами театральные постановки, хотя именно они всё равно остаются точкой отсчёта при оценке художественного события такого рода. Поставлены были надежды, которые, как известно, есть попытка спастись от подлинного событийного ряда и за которые судьба держит тебя за ниточку, как марионетку. Надеешься – и дёргаешься. Лишь незадолго до начала фестиваля удалось расслабиться и просто последовательными шагами или ходами сложить все пазлы.

Пётр Быстров и Иосиф Будылин отлично подготовили Кордон: удобные места для зрителей, налаженное электроснабжение, непересыхающий колодец, дров для бани – с избытком и даже свет в туалетах! Неизменный помощник Володя Тихомиров наладил прожектора как на сцене-террасе, так и в Доме на Малой сцене. Сергей-Варфоломей скоммутировал правильный звук. Павел Дейнека установил аппаратуру для съёмок и архивирования всех фестивальных материалов.

Наталья Дубинец и Валентина Болдырева – члены Общественного Совета были всё время рядом и помогали и словом и делом. Благодаря Игорю Кольцову и Роману Захарову, на которых было возложено поддержание порядка и организации креативного быта на поляне, понятие «спартанский стиль» мы изымаем теперь из кордонного словаря. Появились элементы комфорта (!), а неподражаемый стиль был и прежде.

И тем не менее, было далеко не совсем ясно, нужно ли всю эту телегу (та, что в 2004-м поехала усилиями только 2-х человек) тащить дальше. Но уже на следующий день стало ясно, что телегу тащить не надо вообще – она едет сама!

 

Начался заезд Участников, многие из которых оказались достаточно состоятельными и снимали – кто дом в дер. Кириллово, кто пансион в Пушкинских Горах, кто места на турбазе. Всё неподалёку, а потому и в невечернее время они часто включались в жизнь Кордона. Тем более, что отведённые им часы для репетиций на сцене они старались использовать максимально эффективно.

 

Уже в первый же день стало ясно, что мастер-классов в этом году не будет: не потому, что некому было проводить – было и достаточно! Просто многие привезённые работы требовали доводки, - на Кордоне состоялись их Премьеры. В этом смысле мастер-классов было не жалко, так как свойства Лаборатории характер ЛИКа только усилили и подчеркнули. Приятная такая неврощекотящая (не путать со щекотливо-нервной) атмосфера все восемь дней!

    

Не смогла привезти свои две работы театря-студия «Театроль», но приехали оба руководителя Евгений Соловьёв и Юлия Рихтер. Они не просто приехали, а сразу вписались в лабораторную работу под руководством Натальи Постоваловой и Бориславы Шаровой, постановка, которая созрела и полноценно (!) выпустилась 7-го августа – то есть за 6 дней относительно плотных репетиций. Относительно, потому что в это же время репетировались ещё две экспериментальные работы: под руководством Дали Руст (Литва) – «Глиняные люди», и Григория Кофмана – «Мадемуазель Хатшепсут». Как характерную для ЛИКа следует отметить однако именно первую работу «Спать хочется» по рассказам Чехова, главные роли в которой сыграли как раз Е.Соловьёв и Ю.Рихтер.

Ведь уже не первый и не пятый раз показываются на фестивале работы по Чехову! Трудно сказать в чём дело, но, видимо, атмосфера Кордона-Дома-Террасы им особенно благоволит. – Неудач не было! Руководители проекта – Наталья и Борислава – развернули зрительный зал на 90 градусов, объединили сцену с частью поляны, заставили жить здоровенную старую  телегу, задействовали в работе 9 участников фестиваля, продумав детали ко всем костюмам. Не всем зрителям приём смешивания натурального и формального театров показался убедительным, - для совокупного опыта фестиваля эта работа была однако чрезвычайно важна, как, в своё время, одна из постановок Марии Бородиной и Татьяны Спасоломской, кажется, в 2009-м, перенёсшим действие в пролесок между Кордоном и полем с финалом в поле под луной!

 

Пять работ однако следует отметить особо. Пять очень качественных работ, достойных фестиваля любого уровня, - это высокая квота для нашего фестиваля (всего было продемонстрировано за семь дней 16 спектаклей, из них 2 детских), который объединяет усилия или, точнее, сталкивает лоб в лоб профессиональные идеи и любительские таланты.

 

- ТЕР.РА – поэтическо-пластическая композиция по «Стихам Принцессы Атех», на темы Милорада Павича. Автор идеи и исполнитель Вера Васильева, режиссёр Елена Шкурпело. – осталось только пожалеть, что спектакль удалось показать только один раз на малой (закрытой сцене)... всего 55 зрителям повезло, вдвое больше остались в ожидании следующего спектакля за бортом. Но таковы были заранее заявленные условия исполнительницы для спектакля, в котором точный свет и лёгкая графика декорации были принципиально важны. Всё безупречно перетекало одно в другое: слово в свет, свет в движение, движение в слово.

 

- "После репетиции" по И. Бергману,  Драматический театр "Апрель" (г. Лодейное Поле);  Художественный руководитель театра – Ольга Байдакова. В главной роли Алексей Байдаков, большой Мастер. И та же история: отточенный, детальнейше проработанный материал Театр мог показать только на закрытой площадке. 55 счастливых лиц!...

 На сцене-террасе было где разгуляться... но и условия пожёстче: всё-таки открытый зрительный зал, публика может входить-выходить... но на этих трёх работах над поляной нависала конценрированная тишина:

 

- «Облако в штанах», по Владимиру Маяковскому. Театр «Леон» (Москва).  Режиссер-постановщик  Роман Багдасаров. Классный исполнитель совершенно нетипичного Маяковского Владимир Сечкин с неимоверным шпагатом от могучей лихости до почти болезненной слабости Поэта.

 

- «Мадемуазель Хатшепсут» по Милораду Павичу, отрывок из будущей большой работы «Стеклянная улитка». ... Актрису Татьяну Парамонову зритель уже ждёт: приедет - не приедет... И она приезжает уже 4-й раз, будучи серьёзно занята в Москве, и такого количества цветов от зрителей, которые идут  с п е ц и а л ь н о  на неё, никто не получал. Даже на открытой площадке, без спец-свет-эффектов и пр. актрисе удалось создать мир, густо наполненный фантазиями и иллюзиями молодой жительницы Белграда, но мадемуазель, но Хатшепсут.

 

Павел Михайлов привёз на сей раз «Retweet“, по стихам Бродского. Самоотдача и заряженность этого актёра на сцене многим кажется чрезмерной. Я убеждён, что только благодаря подобной «бездумной» энергетике оправданно проводить такие параллели, обрушивать параболы и связывать распадающуюся ткань. Причём его – Михайлова – драматургия стихов Бродского на каждом отрезке полуторачасового спектакля сознательно или бессознательно вяжется сперва очень непрочно, то есть, почти распадается, а потом одним махом связывается вербально-пластическим вывертом.

 

Руководство НП ЛИК-2 и Общественный Совет ЛИКа искренне благодарит всех участников за самоотдачу и желает им дальнейшего творческого роста!

 

ВНИМАНИЕ!

Уже сейчас ЛИК-2 начинает принимать заявки на участие в очередном фестивале, который состоится традиционно в первую неделю августа 2013-го.

Почта: grigory@gmx.de            



 

 

 

 

Статья о ЛИКе

Народная тропа ведёт на «Кордон».

 

«Я памятник воздвиг себе нерукотворный, к нему не зарастёт народная тропа», - утверждал величайший русский поэт Александр Пушкин в стихотворении, написанном, по его собственноручной датировке, 21 августа 1836 года. За века, прошедшие со дня гибели Пушкина, Россия убедилась в том, что к Пушкину «народная тропа» не зарастает даже в самые чёрные годины отечественной истории. Не зарастает она и сейчас, несмотря на всеобщее опасение о деградации культуры. Не только в фигуральном смысле – дороги к прекрасному, но и в буквальном прочтении.  

В Пушкиногорье поэтическое определение «народная тропа» обретает фактический вид. Пушкиногорье всё опутано стёжками, протоптанными гостями заповедника к местам концентрации духовной энергии. Это, разумеется, музейные усадьбы Михайловское, Тригорское, Петровское, этнографический музей в деревне Бугрово, городища Велье, Воронич, Савкино, заповедные озёра… Но есть и ещё одна тропа, прохожая и проезжая.

Она берёт начало в двух километрах от райцентра Пушкинские Горы и уводит через поле в лес. Её обозначает броский деревянный указатель: то ли компас, то ли циферблат, то ли колесо Фортуны наверху, а под загадочным кругом слова: Лаборатория Искусств «Кордон-2» (сокращенно ЛИК). В начале августа ближе к вечеру по дороге к «Кордону-2» тянутся вперемешку люди, велосипеды, автомобили. Взрослые и дети идут проверенным маршрутом. Знают – там их ждёт ещё одно «место силы».

Лаборатория искусств «Кордон-2» - общественная некоммерческая организация (http://www.lik-masterklass.com/index.php), действует на Псковщине с 2004 года. С 2005 года «Кордон-2» организует Малый международный Театральный Фестиваль «ЛИК» в первую неделю августа. Название у мероприятия такое же, как у лаборатории, однако в контексте театрального действа обретает хороший второй смысл. Формат фестиваля - днем занятия и мастер-классы, вечером – спектакли и встречи с артистами у костра. Всё – под открытым небом; всё - бесплатно.

При первом директоре Пушкинского музея-заповедника Семен Гейченко (1903 – 1993; возглавлял заповедник с 1945 года) в усадьбе Михайловское существовал открытый «Зелёный зал» - место встреч С. Гейченко с гостями заповедника, поэтических чтений и неформального общения. Спустя десять лет после ухода Семёна Степановича Лаборатория искусств «Кордон-2» возродила эту хорошую традицию на территории, принадлежащей художнику Петру Быстрову, начинавшему работать в музее-заповеднике ещё при Гейченко. Лаборатория – это некоммерческое партнерство Петра Быстрова (художника, скульптора, актера), Григория Кофмана (артиста, режиссера Русского Берлинского театра), Иосифа Будылина (музейного работника, культуролога, академика Российской академии естественных наук) и ещё нескольких человек. Дело  том, что «ЛИК» как миникультурный комплекс управляется коллегиально Общественным советом, а члены совета ведут разные направления работы.

Территория «Кордона-2» - поляна площадью около 100 кв.м. и несколько построек культурного и бытового назначения: дом со сценой, «лавка лесного художника» - обиталище и мастерская, баня по-белому, летняя кухня под навесом. Никак нельзя не упомянуть о замечательных деревянных скульптурах работы Петра Быстрова, украшающих поляну: «Человек-скворечник» (портрет С. Гейченко), Пушкин и его няня.

В 2012 году фестиваль «ЛИК» состоялся восьмой раз.

С лета 2007 года на «ЛИКе» проходят практику студенты творческих вузов. Например, «ЛИК» является площадкой для мастер-классов, которые проводят руководители театральных групп. Всего проведено19 мастер-классов. 2007 год был Годом русского языка в Михайловском. С того момента времени на «Кордоне-2» стали организовываться праздники поэзии – в день рождения Пушкина, 6 июня. Таких нефомальных праздников прошло уже пять. В программе каждого театрального фестиваля присутствует спектакль или спектакли, посвящённые Пушкину. Особенно любима маленькая трагедия «Моцарт и Сальери», ей воздают должное чуть ли не каждый год. А в 2011 году, к примеру, прямо на фестивале была поставлена Григорием Кофманом с помощью артистов – участников фестиваля – читка-презентация пьесы М. Булгакова «Последние дни. Пушкин». Создание постановки за несколько дней называется на фестивале лабораторной работой, это обязательный элемент фестивальной программы.

Может показаться, что связь театрального «опен-эйр» фестиваля с пушкинской землёй и самим именем поэта косвенная. Да, не исключено, что, сложись команда «Кордона-2» в любом другом месте, она бы так же успешно действовала – и «ни при чём» был бы Пушкин. Но история не знает сослагательного наклонения, а теперь уже исторически театральный фестиваль «ЛИК» привязан к Пушкиногорью, вписан в культурный контекст «пушкинского» лета. А первый из русских поэтов незримо благословляет начинание. Театральный фестиваль «ЛИК» пользуется популярностью в сценической среде. Об этом свидетельствуют цифры: за время существования фестиваля в нём приняли участие 71 театральных коллектива с общим количеством более 260 человек (некоторые команды – не по одному разу). Кроме театров изо всех без преувеличения уголков России, на фестивале выступили представители восьми европейских стран: Германии, Австрии, Италии, Израиля, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии. Было продемонстрировано более сотни театральных работ, треть из них – сольные спектакли. Но ещё важнее, чтобы в театр стекались не только артисты, но и зрители. Со зрителями полный порядок: как подсчитали на «Кордоне», в среднем на спектакль приходит полтораста человек разного возраста. Дети любят сказочную поляну: с 2007 года фестиваль специально для маленьких зрителей проводит «Детский день». На открытие и закрытие «ЛИКа» наплыв желающих ещё больше. При том, что с улиц Пушкинских Гор порой загадочным образом исчезают афиши, гласящие о ближайших спектаклях – понятно, это же Лукоморье, там чудеса, там леший бродит… Всего же за эти годы на «ЛИКе» гостили и участвовали порядка 18 тысяч человек.

Но команда «ЛИК» отдаёт себе отчёт, что все эти успехи - достижение не только фестиваля, но и особенной атмосферы Михайловского. Поэтому всё время активной  деятельности масштабного творческого проекта «Кордон» его руководители искали пути сближения и сотрудничества с государственным Заповедником «Музей-усадьба А.С.Пушкина». Они уверены: сотрудничество будет взаимовыгодным. Признаться, переговоры шли с переменным успехом. Вот и сейчас Общественный совет «Кордона» утвердил очередное письмо-предложение дирекции музея-заповедника – в связи с тем, что фестиваль «ЛИК» имеет отчётливую тенденцию к расширению количества участников и времени проведения мероприятий. Постоянные участники фестиваля не против собираться и зимой, почему возникло мнение проводить зимние (рождественские) семинары театральных деятелей и представителей культурной общественности. Но на это «мощностей» некоммерческой организации, финансируемой своими членами, явно не хватит. Предложение к музею-заповеднику подразумевает объединение усилий и разделение обязанностей, связанных с организацией фестиваля «ЛИК», так, чтобы это принесло пользу обеим сторонам. Команда «Кордона» предлагает перенести часть мероприятий на большую Пушкинскую Поляну в крытое помещение, чтобы музей мог продавать на эти вечера билеты, как на свои экспозиции, совместно организовывать зимние сессии, вместе облагораживать территорию заповедника, ещё чаще обращаться к творчеству А.С. Пушкина. Хочется верить, что это обращение будет услышано, а главное - воспринято.  

Формат театрального фестиваля не так и далёк от задач мемориального музея-заповедника в честь знаменитого поэта. Напомню, что вообще сегодня литературная деятельность «сливается» с театральной – чему свидетельство, например, популярный жанр перформанса. Литературный критик Евгения Вежлян в статье «Новая сложность. О динамике литературы» («Новый мир», №1 – 2012, http://magazines.russ.ru/novyi_mi/2012/1/v14.html), рассуждая о состоянии сегодняшней литературы, употребила характерную фразу: «Литература (вернее, литературная сцена) стала полем сплошной ротации и презентации… В этой ситуации — когда не ты объясняешь себя, а тебя «раскручивают» и «предъявляют» — все стратегии стали равноценны и равнозначны, вернее — совместимы». Это наблюдение, на мой взгляд, свидетельствует, что критики принимают уже как должное «сценический» облик современной поэзии, её существование на подмостках, сродни театральным. Что касается не только «текущего» литпроцесса, но и классики. Собственно в театре наблюдается похожая тенденция: на сцену «восходят», превращаясь в постановки, отнюдь не драматические произведения, но проза и стихи. Театр всё плотнее «срастается» с литературой, что постоянно демонстрирует «ЛИК». Так, в прошлом году на сцену фестиваля выходили артисты с инсценировкой «Гранатового браслета» Куприна, а в этом – со спектаклем «Дорога», собранным из четырёх рассказов Чехова: «Горе», «Ведьма», «Егерь», «Спать хочется». Это была лабораторная работа режиссёров Натальи Пустоваловой и Бориславы Шаровой. Но куда более удивительно, что «материалом» для театральных постановок становятся тексты Милорада Павича. Правда, осмеливаются на это в основном экспериментаторы, реформирующие в собственном творчестве и само представление о театре. Год назад на «ЛИКе» творческое объединение InPorta показывало инсценировку «Хазарского словаря» в виде «театрального джема» из номеров разных жанров. В этом году Григорий Кофман поставил главу из повести Павича «Стеклянная улитка» (ту, что начинается фразой «Мадемуазель Хатшепсут, продавщица в магазине дамского белья, проснулась опять очень поздно и с ощущением крайнего одиночества»), играла мадемуазель Татьяна Парамонова. Также была показана поэтическо-пластическая композиция по «Стихам Принцессы Атех» (одной из героинь «Хазарского словаря»), автор стихов Шамиль Пею, режиссёр Елена Шкурпело, автор идеи и исполнитель Вера Васильева.

В 2012 году на фестивале «ЛИК» было показано девять сугубо «литературных» композиций и сольных программ. На открытии фестиваля публику приветствовали чтениями писателей, живших в Пушкиногорье: С. Довлатова, А. Пушкина, С. Гейченко. В том числе прозвучали и рассказы писателя Дмитрия Горчева (умер в 2010 году), незаурядного автора, однако известного больше в качестве художника и книжного иллюстратора. В последующие дни зрители увидели и услышали несколько инсценировок по стихам: «За гремучую доблесть грядущих веков» (по произведениям О.Мандельштама), «Облако в штанах» (по одноимённой поэме В. Маяковского), «И неотвратим конец пути…» (сольная программа народного артиста РФ Виктора Никитина по произведениям А.С.Пушкина, А.К.Толстого, А.П.Чехова, Б.Л.Пастернака), моноспектакль Павла Михайлова «RETWEET» по стихам И. Бродского, музыкально-поэтическую композицию Романа Захарова по двум поэмам Павла Васильева. Также снова имел место опыт инсценировки прозы - спектакль по рассказу Г.-Г. Маркеса «Женщина, которая приходила ровно в шесть» драматического театра «Апрель» (г. Лодейное Поле).

На мой взгляд, можно только приветствовать «перевод» литературных произведений на язык подмостков. Настоящее время – пора чрезвычайной информационной насыщенности, общество избаловано обилием и изысками культурных «месседжей», и приходится это учитывать. И авторам произведений искусства, и хранителям культуры. В числе прочих возможностей - делать просветительские программы более зрелищными. Фестиваль «ЛИК» успешно придаёт литературе зрелищности. Не в этом ли секрет притяжения к нему интеллигентной публики?..

 

Елена Сафронова