Творческий отчёт о 15-м фестивале на Кордоне-2 в дер. Михайловское

"ЮБИЛИК"

 Художественный руководитель фестиваля
Григорий Кофман
 

Любой хороший фестиваль пытается поначалу создать свой профиль, лицо, а потом сохранить его. Сохранить лицо в данном случае из метафоры переходит во вполне практическую область. То есть речь идёт не только о качестве («выдержать уровень»), но и о специфическом облике. Мы ж все, художники, хотим так или иначе отличаться друг от друга, быть особенными. Тут же однако возникает дилемма: быть особенными, но не обособленными. Открытость фестивалей Лаборатории Искусств Кордон — одновременно и опасность. Как сделать так, чтобы за семь дней (23 показанных работы!) картинка не распалась?

 ЮбиЛику это удалось!

Но с трудом!!…

 Почему удалось? - Ответ кажется простым, но не так прост: ЛИКу с самого начала (15 лет назад!) удалось с помощью своей особой энергетике найти свой лик, своё узнаваемое особенное лицо. И сохранять его. Для кого-то является, а для нас не является тайной: почему на поляну Кордона в начале каждого августа приезжают серьёзные Мастера — не в особо комфортные, между прочим, условия и быта и показа. Не в особо — но в особенные!.. Это наш сильный козырь, только этого мало…

Козырь второй: сравнительно рисковый (слово экспериментальный уже кажется заезженным) характер работ, которым мы отдаём предпочтение. Любому как раз серьёзному Артисту хочется проверить себя в «полевых» условиях — другая площадка, другой свет, иной саунд и уж совсем иной фидбэк! Работа при этом может быть как уже поигранная, так и совсем свежей, но тут на Кордоне всё равно нет  н и к а к и х   ш а н с о в  сохранить её в первоначальном виде. А так как нет Жюри, которого можно было бы стрематься, то и внутренней узды нет.

Вот так и отрывались литовские актёры в «Эмигрантах» Мрожека, импровизационно переходя с литовского на русский, или «Театральная группа п/р Андрея Гогуна» в «Обители добра» по Стешику или Елена Дергачёва в «Личной истории». А уж приспособление полуоткрытой площадки Кордона под спектакли, заточенные под «коробку» — это, не побоюсь пафоса, почти художественный подвиг. Именно так случились «Легенды театра» в исп. Елены Вдовиной и «Старосветские помещики» латышских друзей-коллег из г. Валка или «Коробочка» той же Елены Дергачёвой.

 Повторяю, у нас нет жюри, но, так как дистанции (не в смысле физического расстояния) между Публикой и Участниками почти нет, и суждения высказываются открыто, то самых разных мнений услышалось множество.

На меня как художественного руководителя сильнейшее впечатление произвели:

 работа «Чёрное молоко или экскурсия в Освенцим» Театральной мастерской «Гвозди» п/р Е.Львовой (Псков) и
Пётр Быстров персонально в роли Франкенштейна.

 

Теперь обращусь ко второму тезису, упомянутому выше, - ...удалось, но с трудом!

Удержать цельную картинку монолитного фестиваля было непросто. Дело в том, что наш опыт смешения жанров — это для фестивалей, как хождение по лезвию ножа. Последние годы мы умножали количество работ театра движения,  музыкально-пластического театра. Мои суждения в этой области как достаточно среднего специалиста были бы неуместны. Потому из массы привезённых работ — от «Дэв» Синего Сарафана до «Колодца времени» группы Shakin Manas — выделять никого не буду. Мне это всё чертовски интересно, но я чувствую, что зритель подключается далеко не всегда. В чём тут дело: в новизне подхода или в неубедительности инструментария — предстоит разобраться.

 Там однако, где артисты работают предельно сосредоточенно, публика включается в самое необыкновенное действо. Таковы были выходы Марины и Игоря Поднебесновых с Марианной Чюрлянис в «Камнях» и «Сё для морских раковин».

- Да! Следует упомянуть, что фестиваль располагает теперь вполне профессиональным звуком! Нашёлся серьёзный спонсор, который обеспечил приобретение полной аудиосистемы.  
Н а м   б ы   е щ ё   п о  с в е т у   к о г о   н а й т и !))

 

Немаловажной составляющей или пуантом фестиваля являются мастер-классы. Все четыре, как и прошлые годы, были высоко профессиональны, а результаты одного были вынесены (внесены) в Программу. Потренинговавшись под руководством Романа Столяра мы подарили себе и зрителю финальное блюдо 4-го фестивального дня — звуковой импро-перформенс «Спонтанность и стуктура» - Роман, спасибо!

 

15-й фестиваль ЮбиЛик оставил открытыми не меньше вопросов, чем прежде. Единство стиля, цельность картинки Фестиваля. Скажу даже банальность — надо продолжать искать новые свежие формы  р а б о т ы  с о  з р и т е л е м. ЛИК на Кордоне — это всё-таки очень специфический формат. Возможностей для раздвижения рамок ещё очень много. Какие-то вещи, предложенные в своё время Татьяной Спасоломской, Марией Бородиной, Еленой Кузиной, оказались подзабытыми.

 

И, наконец, последнее и Главное! Первая половина августа в этом году была по всем синоптическим наблюдениям
самой холодной за несколько десятилетий. В течение всех 7 ночей температура падала и ниже 5 град ... 

Дорогие Участники, Вы не просто стоически выдержали природные испытания, а своим эмоциональным вкладом смогли отчётливо повысить температуру окружающей среды. Низкий поклон от всей команды организаторов ЛИКа!