Творческий отчёт ЛИК-2013


        Первое и Главное:

Фестиваль этого года подтвердил давно зародившуюся мысль: при наличии доброй воли и согласованной работе две профильно разные организации, относящиеся к Культуре не просто как к сфере деятельности, а как к части своей духовной жизни, способны создать качественно новый продукт. Синэргетический эффект работает, с чем нас всех и следует поздравить!

 

        Итак, по порядку.

Программа была разбита на две составляющие:

а.) проходящие на площадках Пушкинского Заповедника официальные фестивальные мероприятия.

б.) демонстрируемые на традиционной усадебной площадке Кордона-2 (собственно, на двух: внешней террасе и внутренней малой) лабораторные работы

 Для нас, организаторов, такой делёжки в творческом смысле не было, - увеличилась только нагрузка на оргчасть: подготовка техники на слабо приспособленной под театральную специфику площадке Гумна в дер.Бугрово, перенаправление потоков зрителей по ходу вечера после показов на одной площадке к другой. Всё однако работало, потому что было заранее продумано: контакт с техниками Заповедника (профессиональные люди!), наличие служб со стороны Заповедника, недальний маршрут от Гумна до Кордона (15 минут пёхом по чудесной лесной тропе). По нашему заказу на радость театральным путешественникам вдоль Тропы каждый день вырастали новые грибы.

 

 Ежевечерняя программа таким образом начиналась в 19 часов на Гумне в Бугрово и плавно перетекала к 21 часу на Кордон, где и завершалась примерно к 23 часам. Исключение составили три дня из восьми: 1-го – официальное Открытие и чтецкий спектакль  Виктора Никитина состоялись в НКЦ в самих Пушкинских Горах, равно как и Закрытие и спектакль лодейнопольского театра 7-го числа там же. Почему два столь примечательных события не собрали в хорошем зале сколь-нибудь значительную публику требует разбора по части организации.

4-е августа – Детский день, плотно упакованный разными отличными детскими работами, начался в 17 часов на обеих сценах Гумна и Кордона, просто в силу большого количества заявок. К 19-ти часам «детские» спектакли сменились «взрослыми» - почему в кавычках, разберу позже!..

 

...говорить о собственно творческой составляющей фестиваля, проходящего в таком необычном формате как отчасти усадебный, отчасти ландшафтный театр, непросто – не понятно, на какие критерии опираться. Тем не менее, контуры для серьёзного театрального анализа очерчены вполне ясно:

 

  1. Проблемы сольного исполнительства – будь то чтецкая программа или моноспектакль – проявились в полный рост. То, что мы видели в исполнении Виктора Никитина, Ксении Веселковой, Марии Бородиной и даже Володи Сечкина, в прошлом году сильно удивившего фестиваль, это отражение распространённого процесса сворачивания жанра моноспектакля в довольно пафосное действо. Вне зависимости даже от собственно исполнительского мастерства актёра.  А оно присутствовало у всех! И отличные отобранные тексты как всегда скрадывали ощущение неполноты. Ясно однако, что техники по изъятию Себя из себя, отстранению-остранению, наблюдению (вместе со зрителем) за собой, отодвинутым, остались где-то в 90-х, в начале прошлого десятилетия, в лучшем случае. На интеллектуальном уровне это по-прежнему делается и сегодня (на ЛИКе представлено не было), но на психо-игровом... Сольники не рискуют! Проверенная интонация, проверенный жест, застрахованная мизансцена. «Я» и только «Я»...

  1. Тем более радостно, что в коллективных работах оно присутствовало сполна. Либо растворённое в самом действии, либо проявившееся в отдельных ролях у различных исполнителей.

Вся команда «Жёлтой Вороны» - в первую очередь, Евгения Львова и Денис Золотарёв, – это группа, несомненно двигающаяся по тернистому пути Игрового театра, где требуется высокий уровень психической и пластической подвижности, разработанный саунд-аппарат, включая вербальную составляющую. Последний раз в эту сторону работал на фестивале театр «Лузорес» п/р Александра Савчука, пару лет назад. Сольно этим занимался и Павел Михайлов в прошлом и позапрошлом годах.

Ныне в коллективных работах, как академического, так экспериментального толка на фестивале блеснули целый ряд актёров: Валерия Борецкая в «Конце Казановы» гатчинского театра, и вновь Алексей Байдаков («Апрель», Лодейное Поле) в сыгранной по-новому прошлогодней «Женщине...» по Маркесу, и Татьяна Парамонова в «Круглистах» + работа по А.Бартову «Визит или 2 часа с Анной и Джулией», и весь состав Орловского театра «Млечный Путь» - на редкость лёгкие на ногу и точные мыслью в далеко не самой лучшей пьесе Мрожека. Привычно «раздвигался» в эту сторону и GOFF-Company с Вашим покорным слугой в главных ролях (показаны были «Колесо» на Кордоне и «Песни Харри» на Гумне). Но моя задача по разъятию времени-пространства и вновь его собиранию обеспечена как раз сильнейшими партнёрами, музыкантами Николаем Рубановым и Алексеем Ивановым. Многим лидерам в разных театрах такой поддержки в зонах риска явно не хватало, потому, наверное, не так блеснули, как могли б, театры «Оранжевое Небо», «Театроль», латышский театр из г.Валка...

 

  1. Теперь о том самом – «детском» (см. п.1). Семь работ разного формата четырёх детских коллективов (традиционно в четвёртый день фестиваля) подтвердили следующий феномен: чем «взрослее» отношение к материалу, тем увереннее играют даже самые маленькие. В общем-то банальность: они давно уже всё знают, а в силу присущей им непосредственности действуют на сцене органичнее и точнее. Но только тогда, когда взрослые доверяют их природному слуху и ставят точные задачи про что играть. В противном случае начинают играть КАК взрослые, то есть вообще мимо. Эта мысль легко проецируется и на взрослых: попытка играть «непосредственно КАК дети», вне проработки глубинных, если угодно, философских течений материала приводит к инфантильному существованию на сцене. По-своему мило и даже, может быть, хорошо выстроено (!), но мимо, мимо... Та самая детская лёгкость появляется не на зыбкой почве случая, а на очень проработанной, разрыхлённой и удобренной. Простите за банальность.

 

 

Ну вот, 9-й фестиваль завершился, - не прошло и недели а 10-й уже родился. На сегодняшний день (17-е августа) подано 7 заявок на участие. Дорогой Зритель, я не сомневаюсь в том, что на Юбилейном нам будет, тебя чем огорошить! Резервируй места в гостиницах и пансионах, на турбазе и в деревнях по соседству. Выполнение трудовых обязательств гарантирует Команда Лаборатории Искусств Кордон-2, а именно и поимённо: Пётр Быстров, Иосиф Будылин, Валентина Болдырева, Наталья Дубинец, Роман Захаров...

 

Григорий Кофман