Творческие отчеты
I - 2005 II - 2006 III - 2007 IV - 2008 V - 2009 VI - 2010 VII - 2011 VIII - 2012 IX - 2013 X - 2014 XI - 2015 XII - 2016 XIII - 2017 XIV - 2018 XV - 2019 XVI - 2020 XVII - 2021 .
ЛИК-2020
Художественный руководитель фестиваля
Григорий Кофман
Этот творческий отчёт впервые за последние 15 лет не о фестивале, а о Лаборатории. Для меня написание отчёта по видеоматериалам о 4-х-дневном марафоне, на котором меня впервые за 15 лет не было - вещь трудная. Прежде всего, потому что в самом отсутствии следует всё-таки винить не пандемию, а себя, в первую очередь. Время однако показало, что выбор был сделан правильным: мы отказались от формата многолюдного феста и сумели сорганизоваться в непривычную, сознательно "нераскрученную" Лабораторию. Это хорошо!
Несколько хуже дела обстоят с существом вопроса. Фестивали - это то, что мы умеем. Это плотная программа (обычно 7-8 дней - см. предыдущие отчёты и описания), почти спортивно организованные вечера сменяющихся спектаклей и музыкальных перформансов, незабываемое совместное бытие на Поляне Кордона - все удачные приметы современного open-air-фестиваля. Решение о Лаборатории этого года было однако скоропостижным и потому огрехи налицо. Я обязан взять вину на себя.
По качественно снятым материалам можно судить, что сам уровень работ был, наверное, и не хуже, чем в среднем по предыдущим годам. Но невнятность поставленных задач привела к некоей аморфности в течении (протекании) процесса фес... - неее! - в том-то и дело! - Лаборатории. Фест всё-таки в значительной мере опирается на дыхание большой зрительской аудитории. Технология же Лаборатории предполагает интенсивную "закулисную" совместную работу: обмен мнениями, педантичный разбор, детальный анализ. Это не "туса" у костра за чашечкой холодного чая или горячего самогона. Разговор, например, о том, как на открытой площадке (не в театральном "кубике") можно реализовывать вербальный театр не менее эффективно, чем театр движения. Понятно, что буто - а тем более в исполнении такого мастера как Игорь Ламба & Co - имеет больше визуальных козырей.
Некоторые драматические работы, например, Елены Кузиной и Романа Захарова, казалось бы, говорят: ну вот ведь - можно! Видно однако (тут следует оговориться: видео не даёт оснований для полноправного суждения), что как бы они по эстетике и по материалу ни отличались, используют, тем не менее, схожий метод разговора со зрителем: напрямую, a `part.
Есть ли иные ходы, иные возможности специфически театральной интриги?.. Или вот: жанр поэтического театра (работы Игоря и Ольги Никитиных): создалось ощущение, что спектакль репетировался и был "заточен" на закрытое пространство, куда - предполагалось - зритель будет затягиваться. Ведь больно интимный взят материал (несмотря на известную старомодность, тексты "Антимиров" Вознесенского очень интимны, временами пронзительны). Похоже, что именно "вынос" материала публике, его сильно ослабил.
Та же история с музыкальным театром (Леонид Левин / Ольга Павлова): как убедительно создать звуковой сюжет на сложном, эзотерическом материале в "расползающемся" пространстве. Внимание убегает вместе со звуком. Смыслы перестают быть вещными, остаются одна символика...
Возможно, наиболее убедительным оказался проект Ольги Ермаковой - и в этом есть своя логика: она совсем новый участник ЛИКа. Прежде была наблюдателем, теперь внесла очень свежий мотив. Возможно, этот наш многолетний проект требует от меня как организатора фестиваля более решительного обновления состава!
Всё это не имеет права претендовать на критику. По видеоматериалам, повторяю, судить грешно. Это то, о чём нам следует говорить в ходе следующих полноценных Фестивалей Лаборатории Искусств Кордон-2.