Творческий отчёт 14-го Малого международного театрального фестиваля ЛИК-2

ЛИК-2018, проходивший под слоганом «ВикиЛИКи: Мы не знаем ответов на все вопросы, но за попытку найти ответы — спасибо. Нам!»

Есть законы природы и, по идее, они не должны нарушаться. Как сказал один из моих знакомых культурологов, один из таких законов гласит: Нефинансируемые культурные мероприятия долговременно существовать не могут. Первые годы они выживают на энтузиазме значительного числа подвижников-любителей, потом на «мускульной силе» отдельных профессионалов-энтузиастов, но реально возможный лонг равен 10-12 годам. Наша Лаборатория, выходит, исключение из Правила. ЛИК создал своё правило, развив  самостоятельную уникальную динамику. Есть и такое явление в природе.

Ну, вроде как мутация ))

14-й фестиваль начался и проходил и увереннее и самоувереннее, чем многие прежние. Выразилось это в том, что от приглашённых (допущенных) групп, трупп и команд не последовало ни одного отказа. За это Участникам — наша признательность да и вообще — почёт! Ни в силу болезни кого-то из участников, ни в силу переменившихся планов (а сезон-то другими фестивалями насыщен!), ни в силу опасения «засветиться» на не самом «благонадёжном» фестивале. Впрочем, об этом позже.

Благодаря этому весь игровой план был выполнен полностью и почти без перестановок. Нет — вру! Он был перевыполнен. Уже после объявления программы фестиваля добавились три участника: Сургут, Валка (Латвия) и Игорь Ламба (СПб) — все с совершенно свежими работами! Наш формат — методический эксперимент, операция «на живом деле», — посему отказать этим участникам было никак не возможно. Из-за чего всё-таки возникли уплотнения и подвижки, причём иногда на так поздно, что думалось: да кто ж останется из зрителей четвёртый час на улице сидеть?! Темнело и позжело, но, казалось, людей только прибавляется. Так было, например, на 5-й день — начали в 19, закончили в полдвенадцатого… Но об этом позже.

По традиции сразу скажу: не самые удачные работы здесь обсуждению не подлежат. В рамках фестиваля мы вели внутреннюю дискуссию и обсуждения — и правильно, если результаты останутся интерн. То есть «в». Кстати, помните знаменитую табличку: «Посторонним В»? — это в самую точку: Дорогие читатели и зрители, никогда не бывавшие на фестивале ЛИК, можно принять участие и В качестве зрителей, и В качестве участников открытых мастер-классов, и как дискутёров на обсуждениях. Просто надо быть В. То есть, приехать на следующий фестиваль! Впрочем, об этом позже.

Итак, речь идёт об удачах, об исполнении желаний, ибо этот Отчёт хвалебный — иначе и быть не может!

Главной удачей фестиваля остаётся по-прежнему пропорциональное и равное (!) сосуществование участников профи и любителей. Это не просто. Уровень действительно разный, но нам важен подход: на замыкайтесь в своих тупиках, даже если они кажутся вам весьма убедительными. Театр — существо живое. Перенятый (или, если угодно, украденный), подсмотренный (даже у начинающих!) приём, трюк, а лучше — метод, могут всё радикально изменить, освежить.

Конечно, «Король Убю» по А.Жарри лаборатории В.Максимова и «Восточная повесть» по М.Лермонтову театра «Опыты драматический изучений» — это ооочень разные материалы и — главное — подходы, но, как ни удивительно, вторым есть что использовать от первых! Конечно, музыкально-поэтические перформенсы «Советский дворик» «Гротеска» из Пскова и «Жизнеописание Судьи Обители Великого Покоя» труппы «Shakin Manas“  из Питера — это из непересекающихся геометрий Лобачевского! Одна только разность звука чего стоит. Пространство одних набито монолитом древнего бытия (вдумайтесь, такие монстры: Левин и Облапенко на бас-гитарах, Рубанов при бас-саксофоне!), пространство других пёстрым саундом недавнего нашего быта… И всё ж оба-то перформенса — притчи, просто одна обращена в 2000 лет назад, другая в 30-40 лет… Но оверлэппинг есть. Там края сходятся. Сопоставление можно сделать и внутри работ одной команды, например, «Арт-резиденции» п/р Елены Кузиной по Шекспиру. В «Макбете» (первый вечер) метод эксцентричного атакующего театра выстрелил, а «Двенадцатая ночь» второго вечера при всей смелой выворотности показалась не очень убедительной. Может, провокация была не точна, возможно, индивидуальная техника комедийной клоунадной эксцентрики пока слаба. Но, господа, — всего-то 10 дней репетиций!..

Несомненные удачи феста: «Зима. Вивальди» — зарисовка GOFF-Company в технике «игры назад» или «театр-тормоз» и совершенно феноменальная мультижанровая работа по «Божественной комедии» Данте в постановке Владимира Соловьёва, исполнении Марианны Семёновой и Игоря Ламбы.

…В пятый вечер было показано пять спектаклей. Все разные — от лекции-показа «Поиски выхода из Зоны» артели СавКутМас + (остроумная выходка Станиславский плюс — Станиславский минус) до «Фауста» группы Shakin Manas — не гётевского, а балаганного. И все высокого класса. 05.08.18. останется надолго образцом коллективной фестивальной работы!

Несомненная удача — это четыре мАстерских мастер-класса, проведённых Ильёй Мотовым, Марией Сапежак и Наталией Фиссон (2). Жаль, на work-shopax 5-го и 6-го дня Н.Фиссон, Большого Мастера, не было многих из участников, кому эта техника — ну просто позарез! Что ж, фестивали Лаборатории Искусств — это непростой лонг. Не все доживают от Открытия до ритуального сжигания 8-го дня одежд, изношенных на Кордоне-2. Отдельное спасибо команде из далёкого-близкого Сургута с «Дон Кихотом» в постанове Александра Будковского.

На 14-й ЛИК «заглянули», кроме упомянутых авторов (и кроме живого Л.Савина (!), Бессон и Довлатов, Сервантес и Галич, Роулинг и Барбюсс. Это очень высокие планки. Взять их иногда весьма трудно! Фестиваль не несёт ответственности за качество всех работ, но за выбор отвечает. И здесь имеет место быть определённая слабость. Так вот: приоритет будущего года — современная драматургия. Российские драматурги приглашаются в первую очередь! Мы открыты социальной и политической проблематике, не меньше, чем специфическим художественным задачам. Смелее, коллеги!

С наилучшими пожеланиями,

художественный руководитель фестивалей ЛИК-2

Григорий Кофман

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий