Творческий отчёт о 13-м международном театральном фестивале ЛИК-2017

Cтранное чувство не покидает меня даже спустя две недели по окончании 13-го фестиваля. Пытаюсь разобраться.

Ну, думал я, 13-й … чего хорошего можно от него ожидать?! Даже если подберутся качественные команды, то обязательно что-то случится: кто-то в последний момент откажется, кто-то слишком рискнёт и привезёт совсем сырую работу, кто-то наоборот перестрахуется и покажет что-то замыленное, или, в конце концов, сбудется прогноз синоптиков – разверзнутся хляби небесные, и фестиваль open air превратится в изящную тусовку для самих себя.

Ошибся во всём без исключения! Ошибся, промахнулся, обмишурился! Дал, положа руку на сердце, маху… – Фестиваль был лучшим из того, что нам, Организаторам ЛИКа до сих пор удавалось. Кто-то мне напомнит, дескать, и в прошлом году был лучший… Да. Но нынешний отличался особой цельностью и непрерывным течением. Были просады – не было сбоев.

По обычаю я не буду писать о неудачных работах – они имелись, но на сей раз никак не повлияли ни на общую картину фестиваля, ни на публику, ни на самих участников. Да и было таковых совсем немного.

Итак, не смогла приехать только одна команда — Курс театрального университета СПБГУП со спектаклем «Оскар и Розовая дама. Игра в жизнь».

Риски показа замыленных работ на фестивале-лаборатории (а нам они просто противопоказаны) не оправдались. Хлябь разверзлась – да и то как-то так, не очень убедительно, только 2-го числа. Ну… День Десантника – так ему и надо)))

…Три показанных Шекспира – и каждый был по-своему хорош! Работа студии-лаборатории п/р Елены Кузиной: первый акт пошёл натужно, я сжался как-то, всё-таки Открытие феста… но во втором вся большая команда завелась и показала настоящий Игровой Театр, со всеми необходимыми тремя «р» — рисками, ритмами и распущенностью!. Через четыре дня жахнула шикарная работа «Фальстаф» Театральной Лаборатории Вадима Максимова. Точнейшая, неспешная, в известном смысле, циничная, но при этом какая-то цепкая, а потому очень ценная! Ну просто 3-ц! 10-ти (может, 11) –летняя дочь режиссёра была на Закрытии признана лучшей актрисой фестиваля. Ну просто не девочка, а перл какой-то! И это не значит, что актрис-то других на фестивале не было! Были – да ещё какие! Целый букет раскрылся в третьей шекспировской работе, Орловской Студии-лаборатории «Млечный путь» п/р Натальи Жуковой. …Школа Жуковой – это вообще сплошное изящество. Высочайшая культура подтянутости – осанки ли, подбородка ли, бюста… И всё это абсолютно уверенно легло на сложнейшую ткань «Бури».

Дело в том, что, даже ограничись фестиваль этими тремя удачами, он бы всё равно уже состоялся! Так нет же – ЛИК-2017 нахально делал открытия каждый – без преувеличения каждый! – из семи фестивальных дней.

Опять-таки по обыкновению, не буду описывать всех работ. Это был бы уже не твроческий отчёт, а детальный анализ феста. Но об особо меня коснувшихся промолчать не могу, хотя следует, разумеется, сразу сказать: субъективно. Всё субъективно…

Да, меня по-настоящему тряхнула «Круговая порука» (Автор проекта — Евгения Андрианова). Работу предложила моя давняя коллега и друг Елена Дергачёва. Первые минут 15 я очень нервничал. Жёсткие условия спектакля, замкнутый формат показа, несколько чуждый мне эзотерический дух… и – не заметил, как все страхи ушли, как я полностью оказался втянут в холодное тикающее пространство. …Судьба девушек-военнослужащих одной из женской рот, охранявших Зимний в день октябрьского переворота. Четыре немолодые актрисы, почти бесстрастно рассказывают жёсткую историю. Без оценок, без соплей. В конце однако ощущение, что тебя ритмично бьют ниже живота. …но мы-то знаем, что болевые ощущение в театре имеют свойство обращаться в чувство удовольствия и благодарности. За что мы и ценим хороший Театр – очччень короткая дистанция!

… «Звериные истории» по Дону Нигро в исполнении Молодёжного театр-студия «Гротеск» п/р Романа Захарова, «Школа клоунов» Театра Миниатюр при участии блестящего Игоря Ламбы, сам Ламба с моноспектаклем «Душа клоуна» — всё это закрепило успех художественной программы  фестиваля.

Но сей раз однако он был отмечен ещё и реализованным правилом: дневные мастерклассы. Организационно это всегда проблема: большая площадка одна – внешняя. Внутренняя и для мастерклассов и для показов маловата (только для специально заточенных работ, таких как «Круговая порука»). А каждый вечер по 2-3 спектакля, — всем хочется пощупать сцену, порепетировать. Но правило взяло своё: лаборатория без мастер-классов – это только полдела.

Четыре Мастера: Вера Васильева, Светлана Курбатова, Наталья Жукова и Игорь Ламба дали всем про… дышаться. Упор был сделан на Театр Движения, и я сам (быстро поняв потерю качества за последние годы))) с удовольствие принял участие во всех четырёх. Один из мастер-классов – Светланы Курбатовой –  был лекционного формата, с отличным видеорядом и тщательно собранным рассказом об основных принципах и узловых темах театра и школ Питера Брука и Ежи Гротовского.

Официальный финал

Мы все, организаторы 13-го фестиваля ЛИК: Пётр Быстров, Валентина Болдырева, Иосиф Будылин, Наталья Дубинец, Роман Захаров, Павел Муратов и Григорий Кофман с чувством искренней признательности обращаемся к самим себе со словами благодарности за проделанное и пожеланиями успехов в дальнейшем… на благо… и т.д. Отдельное спасибо Архивисту и Подвижнику Павлу Дейнеке!

Фестиваль ЛИК-2017 умер. Да здравствует ЛИК-2018!

Художественный руководитель Григорий Кофман

Запись опубликована в рубрике Театральный фестиваль, Театральный фестиваль 2017. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий