Творческий отчёт по синтез-программе фестиваля ЛИК-2013

Первое и Главное:
Фестиваль этого года подтвердил давно известное зародившуюся мысль: при наличии доброй воли и согласованной работе две профильно разные организации, относящиеся к Культуре не просто как к сфере деятельности, а как к части своей духовной жизни, способны создать качественно новый продукт. Синэргетический эффект работает, с чем нас всех и следует поздравить!

Итак, по порядку.
Программа была разбита на две составляющие:
а.) проходящие на площадках Пушкинского Заповедника «официальные» фестивальные мероприятия.
б.) демонстрируемые на традиционной усадебной площадке (собственно, на двух – внешней террасе и внутренней малой) лабораторные работы Кордона.-

Но д мы, организаторов, в творческом смысле такого разделения не проводили такой делёжки не было, — увеличилась только нагрузка на оргчасть: подготовка техники на слабо приспособленной под театральную специфику площадке Гумна в дер.Бугрово, перенаправление потоков зрителей по ходу вечера после показов на с одной площадке к на другуой. Всё Однако обошлось без накладок работало, потому что все было заранее продумано: контакт с техниками Заповедника (профессиональные люди!), наличие служб со стороны Заповедника, недальний маршрут от Гумна до Кордона (15 минут пешком по чудесной лесной тропе). По нашему заказу на радость театральным путешественникам вдоль Тропы каждый день вырастали новые грибы.

Ежевечерняя программа таким образом начиналась в 19 часов на Гумне в Бугрово и плавно перетекала к 21 часу на Кордон, где и завершалась примерно к 23 часам. Исключение составили три дня из восьми: 1-го – официальное Открытие и чтецкий (?) спектакль Виктора Никитина состоялись в НКЦ в самих Пушкинских Горах, равно как и Закрытие и спектакль лодейнопольского театра 7-го числа там же.
Почему два столь примечательных события не собрали в хорошем зале сколь-нибудь значительную публику, — требует особого разговора разбора. 4-е августа – Детский день, плотно упакованный разными отличными детскими работами, начался в 17 часов на обеих сценах Гумна и Кордона, просто в силу большого количества заявок. К 19-ти часам «детские» спектакли сменились «взрослыми» — почему в кавычках, разберу позже!..

…говорить о собственно творческой составляющей фестиваля, проходящего в таком необычном формате как отчасти усадебный, отчасти ландшафтный театр, непросто – непонятно на какие критерии опираться. Тем не менее, контуры для серьёзного театрального анализа очерчены вполне ясно:
1. Проблемы сольного исполнительства – будь то чтецкая программа или моноспектакль – проявились в полный рост. То, что мы видели в исполнении Виктора Никитина, Ксении Веселковой, Марии Бородиной и даже Володи Сечкина, в прошлом году сильно удивившего фестиваль, это отражение того распространённого процесса сворачивания перехода жанра моноспектакля в довольно пафосное действо. Даже вне зависимости даже от собственно исполнительского мастерства актёра. А оно присутствовало у всех! И отличные отобранные тексты как всегда скрадывали ощущение неполноты. Ясно однако, что техники по изъятию Себя из себя, отодвиганию, перемещению в рассыпанном разными кристалликами «Я» и наблюдением (вместе со зрителем) за ним, отодвинутым, остались где-то в 90-х, в начале прошлого десятилетия, в лучшем случае. На интеллектуальном уровне это по-прежнему делается и сегодня (на ЛИКе представлено не было), но на психо-игровом… Сольники не рискуют! Проверенная интонация, проверенный жест, застрахованная мизансцена.

2. Тем более радостно, что в коллективных работах оно присутствовало сполна. Либо растворённое в самом действии, либо проявившееся в отдельных ролях у различных исполнителей.
Вся команда «Жёлтой Вороны» — в первую очередь, Евгения Львова и Денис Золотарёв, – это группа, несомненно, двигающаяся по тернистому пути Игрового театра, где требуется высокий уровень психической и пластической подвижности, разработанный саунд-аппарат, включая вербальную составляющую.
Последний раз в этом направлении у сторону работал на фестивале театр «Лузорес» п/р Александра Савчука, пару лет назад. Сольно этим занимался и Павел Михайлов в прошлом и позапрошлом годах.
Ныне в коллективных работах, как академического, так экспериментального толка на фестивале блеснули целый ряд актёров: Валерия Борецкая в «Конце Казановы» гатчинского театра, и вновь Алексей Байдаков («Апрель», Лодейное Поле) в сыгранной по-новому прошлогодней «Женщине…» по Маркесу, и Татьяна Парамонова в «Круглистах» + работа по А.Бартову «Визит или 2 часа с Анной и Джулией», и весь состав Орловского театра «Млечный Путь» — на редкость лёгкие на ногу и точные мыслью в далеко не самой лучшей пьесе Мрожека. Привычно «раздвигался» в эту сторону и GOFF-Company с Вашим покорным слугой в главных ролях (показаны были «Колесо» на Кордоне и «Песни Харри» на Гумне). Но моя задача по разъятию времени-пространства и вновь его собиранию была обеспечена как раз сильнейшими партнёрами, музыкантами Николаем Рубановым и Алексеем Ивановым. Многим У многих лидерамов в разных театрах такой поддержки в зонах риска явно не хватало не было, потому, наверное, не так блеснули, как могли бы, театры «Оранжевое Небо», «Театроль», латышский театр из г.Валка…

3. Теперь о том самом – «детском» (см. п.1). Семь работ разного формата четырёх детских коллективов (традиционно в четвёртый день фестиваля) подтвердили следующий феномен: чем «взрослее» отношение к материалу, тем увереннее играют даже самые маленькие исполнители. В общем-то, банальность: они давно уже всё знают, а в силу присущей им непосредственности действуют на сцене органичнее и точнее. Но только тогда, когда взрослые доверяют их природному слуху и ставят точные задачи про что играть. В противном случае начинают играть КАК взрослые, то есть вообще мимо. Эта мысль легко проецируется и на взрослых: попытка играть «непосредственно КАК дети», вне проработки глубинных, если угодно, философских течений материала приводит к инфантильному существованию на сцене. По-своему мило и даже, может быть, хорошо выстроено (!), но мимо, мимо… Та самая детская лёгкость появляется не на зыбкой почве случая, а на очень проработанной, разрыхлённой и удобренной. Простите за банальность.

Ну вот, 9-й фестиваль завершился, — не прошло и недели, а 10-й уже родился. На сегодняшний день (17-е августа) подано 7 заявок на участие. Дорогой Зритель, я не сомневаюсь в том, что на Юбилейном нам будет, чем тебя поразить !тебя чем огорошить! Резервируйте места в гостиницах и пансионах, на турбазе и в деревнях по соседству. Выполнение трудовых обязательств гарантирует Команда Лаборатории Искусств Кордон-2, а именно и поимённо: Пётр Быстров, Иосиф Будылин, Валентина Болдырева, Наталья Дубинец, Роман Захаров…

Григорий Кофман

Запись опубликована в рубрике Театральный фестиваль, Театральный фестиваль 2013. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий