Итоги Малого международного фестиваля ЛИК-2005

1.
Время проведения фестиваля : 31.07. – 07.08.2005
Место проведения: пос. Пушкинские Горы Псковской области.
2. Проводящая организация: Некоммерческое Партнёрство «ЛИК-2»
Ответственные лица:
Быстров Пётр Нилович (директор)
Кофман Григорий Яковлевич (художественный руководитель)

3. Поддерживающие организации :
— Федеральное Агентство по Культуре и Кинематографии (организация-Заказчик), Швыдкой Михаил Ефимович (Директор)
— администрация Пушкиногорского района, Ершов Николай Александрович (заведующий культотделом)
— Гёте-институт, филиал СПб, Herr Ralf Eppeneder (директор филиала)
— ЦРНО (Центр развития некоммерческих организаций), Марина Дмитриева (информационная служба)

4. Участники фестиваля :
«ПАРАМОН-Театр», Санкт-Петербург, Григорий Кофман (художественный руководитель)
«Театр Годо», Чебоксары, Эдуард Кранк (художественный руководитель)
Театр-Дуэт «Русская улица»*, Санкт-Петербург, Наталия Бондарь (художественный руководитель)
Русский Театр Берлин, Германия, Gottfried Roeszler,
(художественный руководитель)
Театр Zinnober, Берлин, Uta Schulz (художественный руководитель)
Театр Eisleben, г. Eisleben, Германия (художественный руководитель)
Театр Maria Hengge, Вена, Anne Jahn (художественный руководитель)

5. Организация проведения.
По договорённости с руководителями каждой из 4-х зарубежных театральных групп, им были своевременно обеспечены визы и проездные документы Берлин – Рига (самолёт), Рига – Себеж (поезд), Рига – Остров (автобус). От ст. Себеж и Остров группы доставлялись фестивальным транспортом. От городов Айслебен и Вена до Берлина соответствующие (неберлинские) участники добирались за свой счёт. Таким же способом организаторами фестиваля им был обеспечен обратный путь.
Российские участники прибывали согласно графику на транспорте междугороднего сообщения и на арендованном автотранспорте. Их расходы возмещались согласно проездным документам и договорам.
Обеспечение фестиваля транспортом в необходимом объёме было проведено НП «ЛИК-2» при поддержке администрации района.
Согласно регламенту фестиваля для всех приехавших участников были проведены экскурсии по пушкинским местам : музею-Заповеднику (с. Михайловское, Тригорское, Петровское и окрестности) и Святогорскому монастырю.
Штаб фестиваля размещался на Кордоне-2 с. Михайловское, где по окончании вечерних спектаклей проходило обсуждение результатов прошедшего рабочего дня и планировались организационные детали последующего.
Спектакли и выступления были организованы в ДК пос. Пушкинские Горы ежевечерне в 19 часов и на открытой площадке поляны «Борок» также неподалёку от Святогорского монастыря в 21.30.

6. Ход фестиваля освещался :
каналом «Культура» (Псковское отделение) – Марина Михайлова, служба информационных программ ТВ «Вести-Псков», тел. 8112.128134. Новости о фестивале вышли 08.08. в вечерней и 09.08. в утренней программе канала «Культура».
Радиостанцией «Маяк», Ксения Крихели, материалы на сайте www.radiomayak.ru
Газеты «Вести» СПб и «Тайный Советник» СПб, Ирина Обрезаненко, тел. 812. 7104623
Питание участников фестиваля, сопровождение (гиды) и техническое обеспечение спектаклей и представлений было полностью обеспечено принимающей организацией.

7. Содержательная часть фестиваля.
Несомненной удачей фестиваля ЛИК-2005 является то, что в 100%-ом объёме удалось реализовать запланированную творческую программу. Успех это потому, что принимающая организация ЛИК-2 впервые проводила международное культурное мероприятие. Конечно, следует сказать, что в помощь был прежде всего опыт самих организаторов по отдельности и их способность привлечь к волонтёрской работе заинтересованных творческих лиц.
Таким образом, оставшись в режиме достаточно скромного бюджета, ЛИКу удалось провести пусть и «малую» (если считать «малым» семидневный марафон), но интенсивную и компактную международную
театральную акцию. Все участники фестиваля, несомненно, распространяют новость о новом лаборатарном фестивале, которых в Восточной Европе проводится немного, что связано с трудностью привлечь капиталы в подобный формат акции. Но именно в нём участникам предоставляется возможность проверить точность своих творческих посылок в «полевых условиях» постоянного контакта как со зрителями, так и с коллегами.
Первое – контакт со зрителями, был заранее оговорён как дозволенный и желаемый feet-back, чем неискушённый пушкиногорский зритель и искушённый питерско-московский дачник, какового много в этих местах, не преминул воспользоваться.
Второе – это спланированный козырь фестиваля, а именно : возможность тесного творческого общения, которая обеспечивалась поляной Кордона. Это был «разбор полётов» как для творческих участников, так и для самих организаторов.
Особенностью же явилось следующее :
с утра каждого фестивального дня согласно его программе на импровизированной открытой площадке Кордона проходили мастер-классы для участников фестиваля :
02.08. – «русское фольклорное пение» под руководством Наталии Бондарь;
03., 04.08. — «игровые структуры и техника драматической импровизации» под руководством Григория Кофмана;
04.08. – «музыкальный инструмент – персонаж драматического спектакля» под руководством Готтфрида Рёсцлера;
05.08. — «голосовой тренинг по методике звукоподражания» с Утой Шульц;
06.08. – «литературная обработка классической драмы» с Эдуардом Кранком.
07.08. – ансамбль далеко несамодеятельных артистов из числа проживающих в округе художников под руководством Ольги Муратовой продемонстрировал участникам фестиваля своё знание и понимание русского культурного наследия, показав кукольно-драматическую работу «Петрушка».
Опыт первого фестиваля показал правильность выбора и формулировки долгосрочной Темы фестивалей ЛИК : параллели и ассоциации с произведениями русских классиков.
Показанные работы успешно развивали множественность взлядов и методик в этой теме :
«Царь Салтан» по А.С. Пушкину театра «Zinnober“ (01.08. и 05.08.)
«Лесопреставление» по «Лесу» А.Н. Островского «ПАРАМОН-Театра» (02.08.)
«Аннушка – Керн?» Эдуарда Кранка в исп. Театра Годо (03.08.)
«Записки сумасшедшего» по Н.В. Гоголю Театра Eisleben (03.08. и 06.08.)
«Лиля, люби меня!» по В.В. Маяковскому в исп. Марии Хенгге (04.08. и 05.08.)
«Паспорт» по Пьеру Буржаду «Русского Театра» из Берлина.
«Ленинград. Задний двор» по мотивам Александра Галича.
Значительный спектр театрального инструментария, доступный в работе с русской драмой, был охвачен приглашёнными профессионалами. От драматического психо-триллера «Лесопреставления» до классического Литературного Театра по Маяковскому. От насыщенного музыкального эпоса в «Царе Салтане» до шоу-элементов «Аннушки».
Логическим итогом международного фестиваля стала двуязычная работа Русского Театра Берлина, в которой естественным образом создана билингуальная структура. Немецкоязычная актриса и русскоязычный актёр реализовывали её, не только исходя из «драмы непонимания» в диалоге, но и внутри себя (каждый почти в совершенстве владея на сцене обоими языками), что поднимало психологическую драму на уровень высокого абсурда.
Мнения зрителей и участников фестиваля в определении условных
победителей фестиваля сошлись :
«Паспорт» в постановке Готтфрида Рёсцлера (Gottfried Roeszler)– режиссура
Christian Mock (Кристиан Мокк, Поприщин) – лучшая мужская роль (Записки сумасшедшего)
Ирина Коваленко (Irina Kovalenko, Гурмыжская) – лучшая женская роль (Лесопреставление)
8. Перспективное планирование
дальнейшей фестивальной деятельности ЛИКа должно включить в себя алгоритм решения следующих задач :
техническое оснащение самой поляны Кордона-2 в части возможности проживания участников (гигиена/санитария) и демонстрации приглашённых работ на лабораторной площадке Дома и открытой сцене при нём
поиск возможностей сотрудничества с администрацией Заповедника, как в качестве соорганизатора так и творческого союзника
расширение географического списка приглашаемых работ, усиливая при этом и так называемую «провинциальную» составляющую и привлекая отрезанные волею судеб от контактов экспериментирующие группы из бывших союзных республик.
При подготовке организации фестиваля ЛИК-2006 организаторы уже сейчас налаживают контакты с административно-культурными учреждениями Франции, Австрии и Германии. Принять участие в фестивале уже изъявили несколько театров из Литвы, Узбекистана и Белоруссии. Очевидна необходимость поиска высокопрофессиональных команд соседних Пскова и Новгорода. Понятно, что при выборе работ фактор финансовых возможностей принимающей организации будет играть не последнюю роль. Опыт, тем не менее, показывает, что своевременное начало подготовки позволяет сэкономить много средств и обходиться рамками «ненадутого» бюджета.

Григорий Кофман,
художественный руководитель фестиваля ЛИК-2005
24.08.2005, Санкт-Петербург

Запись опубликована в рубрике Театральный фестиваль, Театральный фестиваль 2005. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий